Вопросы и предложения, указанные в анкетах по результатам публичных обсуждений 21.03.2018
23 апреля 2018, 14:44
Тип документа:
Анкеты

Вопросы:

Почему в РФ только одна антимонопольная служба? Не противоречит ли это миссии организации?

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 гола № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Федерального закона "О защите конкуренции").

Целями Федерального закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В п.б, пункта 3 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупку в первой части заявки представляет конкретные показатели к товарам. Можно ли в документации установить, что участник закупки может представить материал, соответствующий установленным ГОСТ, и при этом предоставить конкретные показатели?

Потребность заказчика должна быть отражена при описании объекта закупки, установлены требования к показателям товара, значимым для заказчика. При формулировке просто соответствие ГОСТ, заказчик не сможет сопоставить товар потребностям, также при приемке товара.

Вопросы по недостоверной рекламе.

Данные вопросы регулируются Федеральным законом  от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе». При размещении рекламы необходимо учитывать общие требования к рекламе, а также установленные особенности отдельных способов распространения рекламы (рекламы в телепрограммах или телепередачах, в радиопрограммах или радиопередачах, рекламы, распространяемой по сетям электросвязи и др.) и специальные требования к рекламе отдельных видов товаров, к которым относятся: реклама алкогольной продукции, реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины; реклама финансовых услуг и финансовой деятельности, в том числе реклама, связанная с привлечением денежных средств долевого строительства; реклама ценных бумаг. 

ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе, а при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждает и рассматривает дела, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Нарушения Федерального закона «О рекламе» влекут за собой административную ответственность, предусмотренную статьями 14.3, 14.3.1, 14.38 КоАП РФ.

 

При осуществлении смены управляющей компании по управлению многоквартирными домами, каковы возможности контроля за процедурами?

Контроль за процедурой смены управляющей организации не входит в полномочия антимонопольного органа и являются прерогативой Государственного комитета Республике Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

Вопросы реализации мероприятий приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» в Республике Башкортостан?

В рамках реализации Реформы контрольно-надзорной деятельности с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля". Башкортостанским УФАС России ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, который направлен на снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе ограничение создания унитарных предприятий, реформу тарифного регулирования, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержку предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса.

В Указе Президента Российской Федерации определено, что целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

Указ Президента Российской Федерации призван обеспечить во всех отраслях экономики нашей страны, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

Кроме того, документ предусматривает снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 г. не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом и увеличение на 18% закупок у малого и среднего предпринимательства государственными и муниципальными заказчиками и госкомпаниями.

 

Реклама лекарственных препаратов, медицинских изделий, медицинских услуг.

Данные вопросы регулируются Федеральным законом  от 13.03.2006 № 38-ФЗ  "О рекламе". При размещении рекламы необходимо учитывать общие требования к рекламе и специальные требования к рекламе отдельных видов товаров, к которым относятся: реклама алкогольной продукции, реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.

Нарушения ФЗ "О рекламе" в части ненадлежащей рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики диагностики, лечения и медицинской реабилитации влекут за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 14.3 КоАП РФ.

 

Закупка лекарственных препаратов, медицинских изделий (картельные соглашения).

При проведении проверки закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий в рамках Закона о контрактной системе, встречаются случаи выявления нарушений указанного Закона.

В настоящее время на рассмотрении Башкортостанского УФАС России находятся 3 дела по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении аукционов на закупку дезинфицирующих средств, в том числе медицинских изделий.

 

Ввоз контрафактных товаров («Параллельный ввоз») в целях поставки по Закону 44-ФЗ

При приемке товара заказчик должен проверять товар на соответствие требований. В случае поставки товара не надлежащего качества, данный товар не должен быть принят, данный факт необходимо фиксировать.

 

Предложения:

Общественный контроль за внедрением стандартов развития конкуренции.

Составной частью внедрения Стандарта развития конкуренции является создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

В Республике Башкортостан созданы и реализуются механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

Так, в 2016 году начал функционировать Межотраслевой Совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Башкортостан (далее – Межотраслевой Совет потребителей). Межотраслевой совет потребителей, включающий в своем составе потребителей всех категорий и социальных групп, выступает открытой площадкой для координации и интеграции интересов потребителей по вопросам регулирования деятельности естественных монополий, контроля за их инвестиционными затратами и процессов тарифообразования на товары и услуги монополий.

Членами Межотраслевого Совета потребителей были определены три отраслевые комиссии по вопросам деятельности монополистов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Проведение независимого технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий обусловлено объективной необходимостью в их дополнительном стимулировании к снижению издержек в рамках инвестиционной деятельности, выборе оптимальных инженерных, технологических и технических решений, соотнесении направлений развития инфраструктурного комплекса и актуальных потребностей населения.

Формирование информационного взаимодействия с субъектами естественных монополий позволяет обеспечить прозрачность при установлении тарифов на услуги данных организаций.

 

Усовершенствовать порядок определения монопольно высокой цены.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствуют полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

 

Реформировать законодательство о естественных монополиях.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствуют полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

 

Совершенствование НПА.

Реализация указанного предложения требует внесения изменений в законодательство, территориальное управление не наделено правом законодательной инициативы.  

Законодательство в сфере деятельности антимонопольной службы постоянно совершенствуется. Так, Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («четвертый антимонопольный пакет») вступил в силу 5 января 2016 года.

В настоящее время Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики. Планируется обсудить разработанный пакет законов с представителями РСПП, ТПП России, ОПОРЫ России, Деловой России, общественными и профессиональными организациями.

Вносятся изменения в Федеральный закон "О рекламе", в Федеральный закон "О контрактной системе с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Больше освещать свою деятельность в СМИ.

Для развития конкуренции в России большое значение приобретает работа антимонопольного органа по адвокатированию конкуренции. Адвокатирование конкуренции осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

Башкортостанским УФАС России проводится значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания, семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении. Ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

В Башкортостанском УФАС России действуют "горячие линии", информация размещена на сайте Башкортостанского УФАС России в разделах "новости" и "главное".

 

Привязка всех спорных затрат естественных монополий и установленных штрафов.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствуют полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

Наверх