Вопросы структуризации административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства

17 ноября 2017, 14:33

Запреты на административное давление на хозяйствующих субъектов со стороны органов власти, органов местного самоуправления установлены статьей 15 Закона о защите конкуренции, в частности, запрещается: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; создание дискриминационных условий; установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг; дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Перечень, установленный в данной статье не является закрытым, антимонопольный орган при квалификации нарушения имеет право признать  нарушающими статью 15 Закона о защите конкуренции иные действия административного органа, которые прямо не перечислены в диспозиции данной статьи если будут основания полагать, что его действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Наибольшее количество выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" за истекший период 2017 года было совершено в форме незаконного предоставления государственной или муниципальной преференции (54,4% выявленных нарушений по статье 15) и необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (43,5%).

За истекший период 2017 года наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправлении зафиксировано на следующих товарных рынках:

предоставление ритуальных услуг (передача полномочий органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение);

предоставления земельных участков (предоставление земельного участка путем незаконною изменения вида разрешенного использования);

рынок рекламных услуг (предоставление рекламных мест без осуществления конкурсных процедур, путем предоставления рекламных мест без конкурсных процедур, путем бездействия в расторжении заключенных договоров о размещении и эксплуатации рекламной конструкции);

жилищно-коммунальное хозяйство (капитальный ремонт МКД);

содержание, благоустройство, ремонт дорог, территории муниципальных районов (понуждение землепользователей, арендаторов зданий (участков) заключения договоров с муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями по благоустройству районов);

рынок дезинфицирующих средств (предоставление непредусмотренных Федеральным законодательством преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту, производителю дезинфицирующих средств, разработка аукционной документации под конкретного субъекта);

рынок оказания услуг в организации детского дошкольного и школьного питания (установление к специализированной организации, осуществляющей услуги питания в образовательных учреждениях Республики Башкортостан требований ограничивающих конкуренцию).

Наверх