В Башкирии цена на бензин повышалась 6 раз. С чем это связано, и какие меры принимает антимонопольная служба?

28 июня 2018, 17:36

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, повышение цен на нефтепродукты наблюдается на всей территории Российской Федерации. По состоянию на 28.05.2018 в Республике Башкортостан зафиксирована самая низкая цена на бензины марки АИ-92 и АИ-95 в Приволжском Федеральном округе.

За период с 30.01.2018 по 31.05.2018 цена на автомобильные бензины в опте выросла на 41%, на дизельное топливо летнее на 20%.

Цены на нефтепродукты в крупнооптовом сегменте оказывают непосредственное влияние на розничные цены.

По мнению ФАС России, факторами, оказывающими влияние на формирование цен на моторное топливо, являются:

  • динамика (рост) налоговой нагрузки;
  • сезонный спрос на нефтепродукты;
  • динамика (рост) мировых цен на нефть и нефтепродукты;
  • рост отраслевых издержек;
  • профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
  • динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
  • условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предпринимаются соответствующие меры, в том числе:

  • в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей (исполнены);
  • в марте 2018 года в адрес ОАО «Сургутнефтегаз» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (исполнено);
  • в апреле 2018 года:
  • в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», АО «ФортеИнвест» и ОАО «ТАИФ-НК» направлены письма об исполнении правил поведения на организованных торгах, а также о неисполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений между ними и Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС России. Кроме того, в апреле 2018 года было выдано предупреждение в адрес ПАО «НК «Роснефть» о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей. (Исполнены).
  • в адрес ООО НА «АТР» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ООО НА «АТР» М.Б. Турукалову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;
  • в середине апреля Минюстом России зарегистрированы изменения в Совместный приказ, согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов;
  • направлено письмо в Минэнерго России с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза.
  • в мае 2018 года:
  • разработан проект внесения изменений в Совместный приказ в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных Совместным приказом в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%). Приказ проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru;
  • в середине мая ФАС России прошли индивидуальные совещания с нефтяными компаниями о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, включая вопросы биржевой торговли, обеспечения достаточности предложения топлива на внутренний рынок;
  • направлены письма-рекомендации в ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Сургутнефтегаз» об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;
  • начиная с 21.05.2018 на СПбМТСБ не регистрируется заявка при отклонении цены этой заявки, подаваемой Участником торгов, от текущей рыночной цены в ходе торговой сессии более чем на 1% в сторону увеличения.
  • готовятся письма в крупные нефтяные кампании об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом.
  • направлены в Минфин России письма с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза;
  • прошли обсуждения предложений по снижению акцизов на бензин и дизельное топливо, являющихся наиболее значимым и действенным для стабилизации ситуации, совместно с Минфином России, Минэнерго России и нефтяными компаниями.

Кроме того, в целях мониторинга и анализа текущей ситуации на рынках нефтепродуктов в рамках работы Биржевого комитета ФАС России проводит:

  1.  на еженедельной основе совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
  2.  на ежемесячной основе совещания по развитию мелкооптовой биржевой торговли нефтепродуктами;
  3.  на ежемесячной основе совещания по текущей ситуации на рынке СУГ.

ФАС России выдано предупреждение ПАО «НК «Роснефть» о прекращении в срок до 08.06.2018 действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Компании надлежит обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок в объеме, предусмотренном обязательствами по 4-х стороннему соглашению. Также ПАО «НК «Роснефть» необходимо обеспечить достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке путем увеличения производства и снижения их экспорта, предусмотреть недискриминационную реализацию моторных топлив.

Таким образом, ФАС России предпринимает меры антимонопольного воздействия и вносит предложения по нормативному правовому регулированию, включая предложения по снижению акцизов на бензин и дизельное топливо и введение гибкой шкалы акциза».

С 01.06.2018 Правительство РФ снизило акцизы на дизельное топливо и бензин на 2 и 3 тыс. рублей за тонну соответственно, вместо планируемого с 01.07.2018 увеличения ставки акциза.

Управление в рамках установленных полномочий проводит постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов на территории республики: еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо; еженедельный мониторинг остатков на нефтебазах Республики Башкортостан;  мониторинг по разнице между ценами закупки автомобильного топлива на НПЗ и ценами его оптовой реализации в Республике Башкортостан; мониторинг цен на нефтепродукты для сельхозтоваропроизводителям по сниженным ценам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129. Полученная информация оперативно направляется в ФАС России.

Управление принимает меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, регулярно проводятся рабочие совещания с участниками рынка нефтепродуктов, в рамках которых, в частности, обсуждаются вопросы уровня цен на нефтепродукты и обеспечения бесперебойных поставок на рынок автомобильного бензина и иных видов моторного топлива.

В случае выявления факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, антимонопольная служба будет принимать меры антимонопольного реагирования.

Наверх